Календарь недели

Популярные тексты февраля

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Блоги

АРХИВ БЛОГОВ

Поиск по сайту:

Рубрики

Архивы

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Конференции

"ОМСКИЙ СПОРТ" НА СВЯЗИ

Отвечаем на вопросы, касающиеся работы сайта.

Надежда Палеева: «Моя олимпийская медаль еще впереди»

О том, как хрупкая девушка из Москаленок Надежда Палеева укротила тяжелый снаряд и попала на Олимпиаду.

Надежда Палеева свои первые спортивные достижения сделала в легкой атлетике – она становилась победительницей и призером областных соревнований и чемпионатов России. Палеевой принадлежит рекорд Омской области в беге на 100 метров. И вот сенсация – накануне Олимпиады в Сочи стало известно, что наша землячка выступит там в соревнованиях по бобслею, разгоняющей в паре с Надеждой Сергеевой! Именно этот тандем оказался удачным для Палеевой на соревнованиях Кубка России в Сочи, который проходил в октябре. Выступая в экипаже с Сергеевой, омичка заняла там второе место. Похоже на сказку: из не слишком известной легкоатлетки Надя превратилась в члена олимпийской сборной России за каких-то полгода! В конце весны-2013 Палееву пригласили на сбор национальной бобслейной дружины, а уже в феврале-2014 она едет в Сочи. По возвращении в Омск Надежда встретилась с корреспондентом «ОП».

«Сначала босбслей не понравился»

– Надя, где и когда вы начинали заниматься спортом?
– Не знаю, возможно ли назвать точную дату, когда именно я начала заниматься спортом.

В моих родных Москаленках, где я росла, мы с ребятишками всегда старались каждую свободную минуту провести, играя в подвижные игры. Так что, сколько помню себя, догонялки, салки и другие спортивные игры, занимали почти все мое свободное от учебы время.

Нас было невозможно загнать домой! Сейчас проблема у родителей обратная: вытащить чадо из-за компьютера и чуть ли не волоком привести в спортивную секцию.

Меня никто никуда не приводил. Был у нас тренер Сергей Волкович, который преподавал и лыжи, и легкую атлетику. Он первым заметил, что я очень быстро бегаю, и в возрасте пятнадцати лет определил в спортивную секцию, где я занималась до окончания средней школы.

Ну и пошло-поехало: сборная Москаленского района по легкой атлетике, областные спартакиады «Королева спорта», учеба в СибГАФКе. Здесь я уже начала тренироваться у Сергея Самойловича. Проработали вместе семь лет.

А потом в наших отношениях появились некоторые недоразумения. Что ж, в жизни так бывает. И я перешла тренироваться к Владимиру Иванову, с которым работаю и по сей день. Вообще-то это не в моем стиле – часто менять тренеров. Но, получается, совсем без перемен жизнь тоже не прожить.

– Ну и как же в вашей спортивной судьбе вдруг появился бобслей?
– Вот именно, что вдруг! Произошло все, можно сказать, случайно. Я выступала на чемпионате России по легкой атлетике, и как-то раз ко мне подошел Евгений Печенкин, в прошлом знаменитый мастер спорта международного класса по бегу с барьерами, неоднократный победитель чемпионатов России. На тот момент он уже закончил карьеру спортсмена и работал селекционером.

Он-то и предложил приехать в расположение сборной по бобслею, попробовать себя в новом виде спорта. Дескать, понравится – останешься, а не понравится, значит, не судьба. Насильно никто удерживать не будет.

Я приняла приглашение, приехала на тренировку, попробовала, и… мне очень не понравилось! (Улыбается.) Я сразу же во всеуслышание заявила, что это не мое и я немедленно отсюда убираюсь. Но меня убедили попробовать еще хотя бы пару раз. И, вы знаете, мне неожиданно стало нравиться! Это как с аттракционом «Американские горки», там тоже с первого раза никому не нравится. Так же и в бобслее: надо пообвыкнуться, «накататься». И потом, что называется, не выгонишь! (Смеется.) Так прошла неделя. Девочек, которых приглашали на просмотр одновременно со мной, отправили восвояси, а меня оставили. И с тех пор я бобслеистка. (Улыбается.)

– Насколько трудно было переучиваться?
– Нелегко. Я ведь в легкой атлетике как привыкла – пришла на тренировку, достала из рюкзака шиповки, надела их на ноги и все, я готова к работе. В бобслее, как выяснилось, все несравнимо дольше и сложнее. Приходишь минимум за два часа до начала занятия и готовишь свой, как мы в шутку говорим, «бэтмобиль» (Смеется.) Ставишь на боб коньки, пластинки, затем переворачиваешь его днищем вверх, все проверяешь и выносишь из гаража, несешь на трассу. А весит он 180 килограммов! И так весь сезон. Все это очень утомительно.

– Бобы делают индивидуально или они стандартные? Сколько стоит боб?
– Они разные бывают. Вот лично у нас был немецкий «Валнер». В той же Германии есть еще бобы «Зингер» и многие другие. Все зависит от того, с кем именно из производителей подписала контракт национальная федерация. Бобы для начинающих спортсменов изготавливаются серийно, а вот уже для более классных атлетов – индивидуально, с учетом антропометрических данных каждого. Цена самого простенького боба начинается от тридцати тысяч евро.

Слишком легкая

– Старший тренер женской сборной России по бобслею Янис Мининс сказал про вас, что вы очень быстрая, сильная, но слишком уж легкая – всего около 62 килограммов. Это ниже бобслейной нормы?
– Гораздо ниже. В бобслее и пилот, и разгоняющий должны быть по 80 килограммов. И сам боб, как я уже говорила, 180. В общей сложности, вместе с экипажем должно быть 340 килограммов.

Таковы правила в этом виде спорта. Так как у меня веса не хватало, приходилось подкладывать в боб специальные грузы, почти на двадцать килограммов. А это значит, что он становился тяжелее, чем у тех же конкуренток, и это сказывается в тот момент, когда ты на старте его «срываешь» и разгоняешь.

В бобслее из таких, казалось бы, мелочей и складывается общий результат. Пришлось мне по ходу тренировочного процесса, буквально за один год, набирать еще около десяти кило веса. Причем именно мышечной массы, а не жировой прослойки. Надо «добирать» и еще. Ну да сейчас время есть, буду этим заниматься.

– Это травмоопасный вид спорта?
– Да. Поэтому и заниматься им можно только начиная с восемнадцати лет, будучи уже совершеннолетним. Представляете себе, на скорости 130-140 километров в час не справиться с управлением и перевернуться или врезаться в борт?! На тренировке, если едешь с начинающим пилотом, который еще не может ровно удерживать боб на трассе, всегда на душе достаточно тревожно. Да и тело потом, после многочисленных соприкосновений с бортом, все в синяках. А что делать? Такой уж это вид спорта, и я сама его себе выбрала. (Улыбается.)

– А что было у вас на душе, когда вы узнали, что едете в Сочи?
– В тот момент и чувств-то никаких не было, потому что я была просто в шоке! (Смеется.) Ведь еще совсем недавно, выступая за сборную Москаленского района по легкой атлетике на «Королеве спорта», ни о какой Олимпиаде я и мечтать не могла! А тут вдруг…

Мы тогда были на Кубке мира в австрийском Игльсе, шли с Надей Сергеевой в столовую. Встречает нас главный тренер сборной России Пьер Людерс и приглашает зайти к себе в кабинет. При этом лицо у него столь серьезное и даже мрачное, что я откровенно струхнула.

С таким выражением на лице хорошие новости не сообщают. Неужели, думаю, меня исключают из сборной?! Захожу к нему, волнуюсь, но скрываю это. А он и говорит: вы молодцы, поедете на Олимпиаду. Вот тут-то я и впала ненадолго в шок. (Смеется.) Вроде бы зная свои результаты, прямо скажем, неплохие, я была в глубине души готова к тому, что поеду в Сочи, надеялась на этот вызов. Но все произошло столь неожиданно! Эмоции, как и осознание, пришли уже потом.

«Своим выступлением довольна»

– Успели почувствовать, что такое олимпийская атмосфера?
– А я всячески старалась не почувствовать ее, оградить себя от этого грандиозного волнения. Ведь если начать думать о том, сколь большое и важное это событие – Олимпиада, неизбежно начнут дрожать коленки. Толку от этого точно не будет. Поэтому я внушила себе, что это просто еще один из турниров, самый обычный, каких в моей жизни были десятки и сотни. Вы не поверите, но мне в этом помог опыт наших областных спартакиад.

Ведь когда я, будучи еще молоденькой девчонкой, в первый-второй раз приезжала на «Королеву спорта», видела этот парад участников из всех районов в красивой форме, подъем знамени, зажжение факела, волновалась так же, как на настоящей Олимпиаде. Это потом, с годами, привыкла, и волнение несколько спало. Но, к счастью, не прошло полностью. Как только пропадет предстартовый «мандраж», значит, пора со спортом завязывать.

– Довольны ли тем, как для вас и Надежды Сергеевой сложились сочинские старты?
– Как вам сказать… Лично своим выступлением я вполне довольна. Все-таки я стала по результатам четвертой разгоняющей на Олимпиаде, пропустив вперед только двух канадок и одну американку. Стать четвертой, и это на первой же в жизни Олимпиаде, очень неплохой результат.

Но бобслей не индивидуальный вид спорта. Здесь не может быть такого, что разгоняющий выступил хорошо, а пилот плохо. Боб-то один на двоих, а стало быть, и результат – тоже. А мы с Сергеевой из-за ее многочисленных ошибок в пилотировании, стали лишь шестнадцатыми. Не тот результат, что бы им гордиться. Но, с другой стороны, мне себя упрекнуть не в чем, плюс к тому – я получила бесценный олимпийский опыт. Думаю, на следующей белой Олимпиаде медаль от меня никуда не денется.

– Что-то успели посмотреть в Сочи, в свободное от своих выступлений время?
– Увы, ровным счетом ничего. Мы жили довольно высоко в горах, на курорте «Роза Хутор». Что бы посмотреть хоть что-то, надо было спускаться вниз, в Адлер. Но пока не закончились наши соревнования, делать этого нельзя. Ни к чему растрачивать эмоции на что-либо другое, кроме заездов по бобслейной трассе. А когда закончились соревнования у бобслеистов, закончилось уже почти и все остальное. К тому же навалилась такая усталость, и физическая, и психологическая, что было не до экскурсий и культпоходов.

– Как вам работается с иностранным тренером, олимпийским чемпионом Пьером Людерсом? Все-таки он канадец, человек, выросший в совершенно другой культуре, обладающий отличным от российского менталитетом.
– А вы знаете, непосредственно с Пьером я в сборной общаюсь совсем немного. Он – главный тренер всех бобслейных команд России, слишком большой для моего уровня начальник. Много ли в армии сержант общается с генералом? (Смеется.) Я в основном работаю со старшим тренером женской сборной Янисом Мининсом. А он – латыш, рожденный, как и я, в СССР. И по менталитету он гораздо ближе, чем канадец. Мне с ним работается комфортно, он не агрессивен и всегда старается что-то подсказать. А к доброму человеку всегда ведь тянешься.

– Каковы ваши ближайшие планы?
– Пока что мне хочется только одного: лечь дома на диван, ничего не делать и никуда не ходить. (Смеется.) Этот год был очень тяжелым, мне пришлось через многое пройти, на каждой тренировке, в каждый миг доказывать тренерам, что именно я, а не другие претендентки, заслуживаю право на участие в Олимпиаде. Сейчас я эмоционально совершенно опустошена. Да и физически чувствую большую накопившуюся усталость. Так что в ближайший месяц – постельный режим. Раньше апреля из берлоги не покажусь! (Смеется.)

Блиц с Надеждой Палеевой

Музыка: популярные исполнители
Кино: кроме фильмов ужасов
Книги: детективы
Кухня: русская и немецкая
Напиток: фруктовый сок
Отдых: в горах

Алексей ОДАРИЕВ, "Омская правда"

 

Добавить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могу оставлять комментарии. Регистрация.