Календарь недели

Популярные тексты февраля

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Блоги

АРХИВ БЛОГОВ

Поиск по сайту:

Рубрики

Архивы

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Конференции

"ОМСКИЙ СПОРТ" НА СВЯЗИ

Отвечаем на вопросы, касающиеся работы сайта.

Фанат «Иртыша»: «В прошлом сезоне доходило до того, что игроки делали ставки против своей команды»

Фото: vk.com/id200067817Омский «Иртыш» стартовал в первенстве России по футболу во втором дивизионе. В миллионном Омске едва ли наберется и пара сотен человек, с трепетом ожидающих этих игр. Хотя есть и те, для кого стадион стал неотъемлемой частью существования.

Одного такого я знаю, и он согласился рассказать мне за футбол то, что знает каждый фанат, но не всякий журналист, а тем более простой смертный.

«Почти каждый фанат находится на карандаше отдела «Э», бывшего шестого – по борьбе с оргпреступностью. Я уже отошел от дел, но до сих пор мне звонят, на работу приезжают или домой», – заявляет мой собеседник, как только речь заходит о фанатах. Наверное, это больная тема.

- Чего хотят?
- Поставить галочку, что провели с тобой беседу, что не будешь участвовать в драках, не планируешь провокаций. Если какого-нибудь чурку в городе убили, это сразу вешают на фанатов. Потому что среди фанатов есть правонастроенные ребята.

...Среднего роста, с пивным животом, но на вид крепкий. Крупные черты лица, сбитые брови. Не лысый, однако за короткие волосы не схватить. На нем застиранная футболка, светлые джинсы и кроссовки New Balance.

- Фанат равно националист?
- Нет. Не стоит так равнять. Да, движение фанатов имеет правый уклон, но приравнивать к националистам, нацистам, фашистам не следует. Максимум – это здоровый национализм.

- Это как в случае с «Зенитом», когда из-за протеста фанатов негров не берут в команду?
- (Улыбается). Ну, в ФНЛ, когда в 2010 году был матч с "Мордовией", впервые в омском манеже вышел негр разминаться. Тут же понеслось: «Ешь бананы, ешь кокосы!», «У-у-у!» (пародирует обезьяну), «Чунга-Чанга» затянули и так далее.

Кстати, саранские (болельщики мордовской команды, – прим.) у себя его тоже хаяли. На уровне премьер-лиги к ним уже привыкли. И у нас один момент был, когда хотели негра, бразильца, взять. Хорошо, что одумались.

- Погоди. А что конкретно отдел «Э» от вас требует?
- Объяснительную, что не собираешься участвовать в несогласованных мероприятиях.

Фото: fc-irtysh.ru

- Так значит, вы даете им поводы для таких проверок!
- У нас давно ничего такого не было. Файеров не было. Разве что драки изредка бывают. Но только по обоюдному согласию сторон и на нейтральной территории. Обычным гражданам мы жить не мешаем.

- Расскажи подробнее. Фанаты – это банда какая-то?
- Не банда, фирма! Почти у каждого футбольного клуба есть фирма.

- И как ваша фирма называется?
- В Омске их две: старая и молодая. Brutal Jokers – старая, и новая – «Беловодье». Раньше одна была, сейчас разделились.

- Почему?
- Давно назревало, еще в 2008-м. В старой практически никого не осталось – просто забросили. А раньше были вместе, ходил костяк – человек десять – стариков и молодых. Потом народ начал отходить: завел семьи, и стало не до стадиона, не до выездов. Ходят уже не на фанатский сектор, а на «кузьму» (обычная трибуна, – прим.). Преемственности поколений не стало. Старики ничего не могут показать, вот молодые рвутся и создают свое.

- У молодых к старикам пренебрежения нет?
- Есть, конечно. Кричат: «Олд скул!», «Алкаши!» и так далее.

- А они за ЗОЖ, за здоровый образ жизни?
- Ну да, все эти массовые пробежки…

- Это и есть фанаты? Вот те, которые акции устраивают по городу?
- Не совсем. Есть еще просто правонастроенная молодежь, не имеющая отношения к футболу. Но они все равно пересекаются. Половина из них на стадионе – за ЗОЖ, но нет-нет да и встретишь их распивающими в кабаке. Вообще основной части фанатов похер футбол!..

- Как это?
- Вот так! Нравится сама тусовка, атмосфера. Это же субкультура – со своей музыкой, одеждой, сленгом и так далее.

Фото: onedivision.ru

- Ты соблюдаешь этот стиль?
- Конечно! Полшкафа шмотками забито. Это все быстро выходит из моды. Сейчас, например, в ходу «Нью бэлансы» (показывает свои кроссовки) и «Эйр максы», а раньше фанаты просто в белых кедах ходили. Стиль из Англии пришел, потому основная часть брендов английская.

- А красные мокасины только фанаты «Анжи» носят?
- (Хохочет). Да, только братухи-борцухи, увольники...

- Почему такое подражание Англии идет?
- Там фанатское движение как таковое зародилось. Еще в 60-х. Да что я буду сейчас все рассказывать? В поисковике забей о фанатах (смеется). Суть в том, что в Омске движуха только сейчас возрождается. Набирается молодежь, гоняют на выезда...

- Подожди. Все-таки как туда люди приходят?
- Раньше это были скинхеды, и попасть на сектор мог только свой. Потом они выросли, обзавелись семьями и перестали посещать стадион. Пришел молодняк, который насмотрелся фильмов. А там уже приходит любовь к клубу. Нравится не сам футбол. Кому охота болеть за команду, которая дальше второго дивизиона не выходит? А вот сама атмосфера притягивает. Новые друзья, адреналин, путешествия… Короче, весело. Потом затягивает, и выйти сложно.

- И какая репутация у омских фанатов?
- Ну, мы не сталкиваемся с фанатами премьер-лиги или даже первого дивизиона. Второй дивизион – это слабые команды, маленькие города. Омск – вообще нонсенс. Большой город и слабая команда. Все благодаря Полежаеву, который убил футбол на корню. На слабую команду люди не идут.

- Так как выстраиваются отношения с фанатами других клубов? Вы враги?
- Враг и соперник – разные вещи. Барнаул – это враги…

- Почему?
- Во-первых, потому что лидер движа у них был (а может, и сейчас) еврей. Прям ненавидели его. Бандит. В Барнауле держит пару баров. Сюда приезжал, так ему джип расхерачили и зубы выбили.

- Ты херачил?
- Это до меня было. Я к тому, что есть клубы, с которыми дружба маловероятна. Как «Спартак» и ЦСКА, где отцы учат своих детей ненавидеть болельщиков второй команды. Но общий враг фаната – полиция. Там, где фанатов мало, как в Омске, они лютуют конкретно.

- А ты ездил в Барнаул?
- Да. Но ничего не было ни на вокзале, ни после матча. Хотя их фирма раньше котировалась.

- Имеешь в виду рейтинг фирм?
- Да, котируются те, кто развиваются, проводят яркие акции, часто ездят на выезда. Этим фанаты и живут – быть круче всех (улыбается). Ладно Омск, где футбол на последней строчке у чиновников, но есть фирмы из конкретной «перди». Там команды на честном слове существуют. А фирмы есть, причем неплохие и золотые выезда пробивают.

- Что такое золотой выезд?
- Когда ездил на все домашние и выездные матчи.

- И что в этом сложного?
- Ты что?! На это нужно и время, и деньги. Чтобы на всех выездах быть, ты должен за два месяца заработать денег на весь сезон.

- Ты еще про акции упомянул. В каких ты участвовал?
- Ну, акции… Так мы называем любые действия, направленные на поддержку клуба или поддержание статуса фирмы, начиная с перформанса на секторе и заканчивая накрывом вражеской фирмы.

- С командой общаетесь?
- Конечно. Когда – с тренером, когда – с игроками. Бывает, что и выручают, когда добраться до дома не можешь с выезда. Могут денег насобирать на обратную дорогу или пивом угостить. Они же выпивают.

- Футболисты?
- Да. Особенно те, кто постарше.

- А как организуются драки?
- Созваниваются, списываются с соперником. Правда, многие забывают, что ребята из ФСБ любую страницу могут открыть…

Фото: onedivision.ru

- Да прям…
- Вызывают тебя и спрашивают, знаком ли с таким-то. Говоришь, мол, не знаком. «Так он у тебя в друзьях «ВКонтакте» есть». Говоришь, мол, мало ли… «Вот, – говорят, – ваша переписка. Тогда-то он тебе писал вот это, а ты ему – это». И показывают тебе сообщение. Примерно так может быть. Ну и как это еще назвать?

- Ладно, созвонились, договорились. И?..
- Договариваются о числе участников, о правилах. В основном – русский стиль без оружия, палок, ножей. Вообще следует разделять фанатов и хулиганов. Есть те, кому просто подраться хочется. Это хулиганы. А фанаты больше думают о развитии фирмы и поддержке клуба. На стадионах – и те, и другие. Дерутся, кстати, тоже и те, и другие. Одни – зачинщики, другие – по обстоятельствам.

- Дерутся на стадионе?
- Там спонтанные стычки бывают, но редко. В основном выбираются в безлюдное место. В Москве по беспределу в метро дерутся, где женщины и дети могут пострадать. Конечно, это неправильно.

- Вы посторонних не трогаете?
- Нет. Для этого все драки и проводятся на нейтральной территории. Акция тоже не может быть спонтанной – чтобы накрыть фирму, это нужно спланировать…

- Смысл в том, чтобы просто избить?
- Да. П… дать. Тряпки отжать – баннера.

- Шарфы в смысле?
- Нет, растяжки, которые на стадионе вывешиваются. Логотип фирмы отжать – это вообще! Фирме – конец! Если баннер отжали – это клеймо. Чаще всего назначается стычка за флаг. И если вернуть баннер не удалось – все, вашей фирмы больше нет. Это как в армии: знамя полка прое… – нет полка.

- А в Омске где эти драки проходят?
- Ну так я тебе и сказал, чтобы ты взял и у себя в журнале потом напечатал! По-разному. В разных местах.

- Хорошо. А как место подбирается?
- Да спонтанно. Где народу в этот день поменьше, там и встречаются. Парки, рощи, подземные переходы…

Фото: onedivision.ru

- Сейчас подземки все с камерами.
- Не все (улыбается).

- В интернете полно видеороликов с фанатскими драками. Там все достаточно жестко происходит. А еще видно, что помимо дерущихся куча зевак стоит.
- Есть люди, которые просто снимают, наблюдают. Если сходятся конкретные бойцы, то обычные фанаты смотрят.

- А с летальным исходом бывали случаи?
- Да нет. Не во втором дивизионе (улыбается). Носы ломают, ребра, сотрясения бывают, но не более.

- Если упал, тебя не трогают?
- Это адреналин! Стенка на стенку. Ведь ты этих людей не знаешь. Черт их знает, что у них в голове? Могут зарядить и подпинывать вдвоем: «Сука, не вставай! Не дай бог встанешь, сука, я тебя убью, бл…!». Но ты должен встать.

А безбашенные тебя запинывают. Ты же после не будешь кричать: «Зачем ты меня пинал?» и так далее. Ты подымаешься – тебя начинают бить, пинать в голову.

- Ты ненавидишь тех людей, которых бьешь?
- Агрессия присутствует. Тебя ударили – конечно, и ты ударишь.

- Бывало ли, что адреналин так зашкаливал, что ты на чьей-нибудь голове прыгал?
- Дело в том, что когда кого-нибудь положил, скорей бежишь помогать тому, кого положили из своих. Откинуть, чтобы человек встал и еще один боец появился.

- Пытаюсь понять, что движет в такой момент…
- Желание победить! Это же не просто стена на стену. Здесь свои этапчики. Стоит первый ряд – топовые бойцы, которые сильнее всех. Они стоят, и главное – не упасть, не расходиться. Конечно, когда драка завязывается, все это по кучкам начинается. Те, кого больше осталось, всегда задавят тех, кого меньше. Драка вообще в среднем не длится больше минуты.

- Сколько человек на стадион ходит?
- Сейчас тысячи полторы на игре бывает. В конце сезона, когда вход сделали бесплатным, побольше приходило. Плюс вэдэвэшников человек 300–400 привозили. Неафишированная ситуация была, когда студентов СибГУФКа приводили, человек 600–800 в приказном порядке.

 Фото: radikal.ru

- Чего, по-твоему, не хватает нашему футболу для качественной игры?
- Все в деньги упирается.

- Платить больше игрокам?
- Не только и даже не столько. Многим молодым игрокам плевать на клуб. Их задача – себя показать, чтобы получить хороший контракт в другом клубе. А деньги нужны клубу, чтобы поднять материальную базу.

- Кеды новые?
- То же самое поле постелить нормально. Сделать, наконец, стадион. Тратить на развитие, продвижение клуба. Чтобы люди ходили на стадион. Что говорить, если в 2009 году табло еще не было. Мужик с табличками выходил, цифру менял.

- От этого игроки будут играть лучше? От нового поля и толпы зрителей?
- Футболистов это заряжает. Мы на юниоров как-то приходили, репетировали кричалки. Ребята забегали и выиграли 6:0! Потом говорили, что у них будто крылья выросли. Когда на тебя смотрят, когда ты кому-то интересен – это мотивирует.

- Как у вас обстоят дела с полицией?
- Хм… Как обстоят… Сложно. Много эпизодов было, когда они не только полномочия превышали, но вообще не по-людски себя вели. Калечить не калечат, но всячески пытаются тебя унизить.

- Например?
- Ну, даже взять этот досмотр, который раньше был перед матчем. Чтобы зайти на стадион, проходишь пропускной пункт, и тебя полностью досматривают: одежду, обувь и так далее. Разве что в булки не лезут. А когда со стадиона выводят, лютуют. То фанеру пробьют, то на руку наступят.

- Понятно, недопонимание у вас.
- Можно и так сказать. Бесит, когда они сами провоцируют! Он только младшего лейтенанта получил – важный ходит. Подойдет вплотную и смотрит так, что ты его дыхание на коже чувствуешь. Любого другого, конечно, уже бы вмял за такие выходки, а на этого стараешься не обращать внимания. А он долго так стоит. Ты его спросишь, что ему нужно, а он: «Давай, сука! Еще слово мне скажи – я тебе прикус поменяю!». В такие минуты вообще хочется всю его жизнь изменить. Но сдерживаешься, потому что погоны.

- А снять его на телефон и выложить в сеть не пробовали? Ему же влетит за такие выходки.
- Да надо бы. Тут прошлым летом Расин, директор городского департамента физкультуры и спорта, собирал совет по футбольной теме. Туда полковник приходил, который за безопасность отвечает, еще какой-то подполковник, сам Расин, и от нас парень ходил. Ну, для галочки было мероприятие. Но с полицией помогло.

Фото: onedivision.ru

- Почему для галочки? Каждый год такой совет собирают?
- Нет, первый раз собрали. Не помню, кто там до Расина сидел, но тому вообще похер футбол был. Да и Шрейдеру пофиг было. Новый мэр хоть на матчи приезжает…

- Правда? Двораковский ходит на футбол?
- Да. Бывает. В ВИП-ложе сидит.

- А Алексеев? Сергей Ефимович, бывший спикер горсовета? Одно время был президентом Омской областной федерации футбола…
- Не слышал.

- Ну да ладно. Что там с Расиным?
- На этой встрече наш представитель как раз и высказал претензии к полиции. И пропускной пункт убрали.

- Вот ты жалуешься на полицию. А ведь они вас в кулаке и держат, чтоб не расслаблялись – файеров нет, синьки нет…
- В любом случае это не от них пришло, а от другого. За здоровый образ жизни всякие модные группы стали петь. Не очень люблю правый рэп, но молодежь прислушивается. Это пропаганда.

- И все-таки, уж коли ты в теме, почему у нас такой... ммм… некачественный футбол в Омске?
- Все на деньгах завязано. Вот смотри. До того, как вернулся Новиков, был внутренний конфликт тренера и президента. Это 2011 год, когда Аванесов (Станислав Аванесов, президент ФК «Иртыш» до лета 2012 года, – прим.) был. Его пытались снять – и команда проигрывала все матчи. Игры сливались, это было очевидно. Каждый матч одно и то же: забиваем гол, два пропускаем или пропускаем два и один отыгрываем. Игроки не бились.

- Это был их протест такой?
- Нет, это тренер. Арайс. В принципе великий человек, который был капитаном клуба и больше всех игр провел. Я говорил с футболистами. Например, во Владивостоке был счет 2:2. Так тренер открыто заявил им, что установки на победу нет, снял самых заведенных на игру и выставил более слабых. Доходило до того, что игроки делали ставки в букмекерских конторах против своей команды!

- Даже так?
- Да, даже так. Это был серьезный скандал! Так тренер убирал президента, который для футбола ничего не делал. Но такие методы мне непонятны. Команда опустилась на дно второго дивизиона и не подымалась. Представь, сейчас девять команд осталось, и мы – восьмые!

Так вот. Я что начал рассказывать-то? Бюджет команды первого дивизиона должен быть 150 миллионов. На переезды, гостиницы, питание, материально-техническую базу, зарплату. Когда «Иртыш» был в премьерке, администрация выделила 30 миллионов. Команда заработала миллионов пятнадцать путем продажи игроков. Еще что-то было. В итоге бюджет был 60 миллионов. То есть денег не хватало, и игроки по полгода зарплату не получали.

Фото: onedivision.ru

- А спонсоры?
- Ну у нас же Полежаев отучил спонсировать футбол. Даже легенда такая ходит, что некий коммерсант обратился в клуб с предложением спонсорской помощи. Отправили его в Минспорта, а там сказали: «Какой, на хер, футбол? Вот «Авангард» – сюда вкладывай».

Последние спонсоры были еще в начале 2000-х: «Водоканал», «Оша», «Теле2». Сейчас – лишь администрация Омска. И та только в свои карманы финансирует.

- И какой выход?
- Так будет до тех пор, пока этой темой кто-нибудь конкретный не заинтересуется. Так было при Рощупкине. Команда бывала в первом дивизионе. Было финансирование, были спонсоры, люди ходили на футбол.

- Дружище, что дальше? Тебе почти тридцать, а ты мотаешься по стране, людей бьешь…
- Да нет. Я от хулиганства отошел. Нет меня в фирме больше. Говорю же: люди, которые ради хулиганки болеют за команду, плевали на футбол. Я же, наоборот, старался поддержать команду и дома, и на выездах.

А что дальше? Работаю потихоньку. Смотрю футбол, болею за «Иртыш».

Владимир ЧЕРВОНЯЩИЙ, журнал «7»

 

Добавить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могу оставлять комментарии. Регистрация.