Календарь недели

Популярные тексты февраля

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Блоги

АРХИВ БЛОГОВ

Поиск по сайту:

Рубрики

Архивы

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Конференции

"ОМСКИЙ СПОРТ" НА СВЯЗИ

Отвечаем на вопросы, касающиеся работы сайта.

Валентин Савицкий: «За мотоциклом ехал 88 км/час, а за машиной можно разогнаться почти до 100»

Свой путь в велоспорте Валентин Савицкий начал, когда ему было семнадцать. Не прошло и пяти лет как парень, прогрессирующий просто ураганными темпами, выигрывал медали чемпионата России и вовсю тренировался в сборной страны. Именно тогда журнал «Это спорт» впервые познакомил читателей с Валентином и его старшим товарищем Дмитрием Леопольдом. Сегодня «Лео» уже завершил карьеру гонщика и работает тренером в сборной Литвы, а Валентин продолжает расти и доказывать, что русские спринтеры не согласны на роль статистов на мировой арене. Итак, Валентин Савицкий... пять лет спустя.

С точки зрения результатов жизнь сборной за эти годы изменилась кардинально. Достаточно посмотреть на сдвиг в секундах, который произошел в гите на 200 метров. В 2008-м россияне проезжали эту дистанцию за 10,1 секунды. Показать такое время могли от силы два человека. Сегодня национальный рекорд составляет 9,7 секунды. Для трека, где значение имеют даже тысячные доли секунды, это колоссальный прорыв! Кстати, второе время в истории России и СССР — 9,807 — принадлежит именно Валентину.

Раньше у нас и близко не было таких секунд, но задача, поставленная перед новым тренером спринтеров Бенуа Виту, еще более амбициозная: ворваться в тройку лидеров мирового трека, где заправляют Великобритания, Германия и Франция.

На февральском чемпионате мира в Минске сборная России пока не удивила — француз работает с командой только с октября 2012-го — но один выдающийся результат все-таки был. Денис Дмитриев выиграл серебро в индивидуальном спринте.

— Я помню времена, когда достойно представлять страну на международных стартах могли 2-3 гонщика, теперь их число выросло до двенадцати — рассказывает Валентин Савицкий. Медаль Дмитриева стала первой в истории российского спринта. Денис генетически одаренный спортсмен, у него от природы есть нужные качества. Спринтерами все-таки рождаться надо. В нашей дисциплине, чтоб оказаться на виду ты должен быть или талантливым или трудолюбивым.

Ему не нравятся наши лица!

Став тренером, Бенуа Виту первым делом взялся изучать лица наших спортсменов. И остался ими недоволен. А еще дал понять, что «географические мотивы» в вопросах комплектования сборной ему совсем неинтересны. В команду будут брать сильнейших. Независимо от места их прописки.

— Мне всегда было тяжело пробиться в команду: омский спортсмен, выступаю не за Москву, но результат показываю, девать меня некуда. Правда, с ключевых стартов «отстегивали» регулярно. А французу география по барабану, он ставит на тех, кто готов. В команде появилась объективность, о которой я давно мечтал.

Бенуа заставил работать наши головы. По-хорошему надо в 8 лет вбивать мальчишкам то, что он вбивает нам сейчас. О напоре, контактной борьбе, ментальности, психологии.

Ему не нравятся наши лица. Он видит, что на наш дух могут повлиять слабые секунды, показанные накануне старт и недоволен апатией по этому поводу. В общем, француз пытается исправить то, что очень тяжело, но очень важно. Учит сохранять гоночный кураж, настроение. «Тренировочных» спортсменов всю жизнь было как грязи. Они летали на тренировках, показывали рекорды мира, а на соревнованиях лопались, как пузыри. Бенуа давит в эту болевую точку, и думаю, своего добьется.

— Чего еще нам не хватает, чтоб подобраться к лидерам мирового трека?
— С физикой и составом в сборной всё нормально. Да и некем нас особо менять. А вот со слабой организацией француз отказывается мириться. В плане медицины и технической составляющей мы тоже отстаем. Лидирующие страны продуваются в аэродинамических трубах, находят оптимальную посадку, а мы даже этого до сих пор не сделали.

— Наш великий гонщик и тренер Владимир Соколов в конце 70-х готовил шоссейную команду к Олимпиаде в Москве. Уже тогда он провел своих гонщиков через «трубу»...
— Потому что это на самом деле необходимо. В трековых гонках особенно.

— На треке важна не только «физика», но и умение вести контактную борьбу. Биться и толкаться ты умеешь?
— Конечно. Подпирать соперников приходилось. Люди валятся. Я падал тоже. Ищешь моменты, находишь «зазор» в группе и залазишь туда. Это опасно, даже короткий контакт может привести к падению. Бывает, два гонщика долго едут рядом, выдавливают друг друга, потом понимают: еще секунду так бодаться и кто-то ляжет. Начинают соображать, насколько выигрышное у них положение, выгодно ли идти до конца (улыбается).

— Борьба за позицию может вестись на огромной скорости. Как удается выключить страх?
— Риск есть всегда. Можно на малой скорости упасть и заработать перелом. А можно на 70 км/ч выйти сухим из воды. Как-то я рухнул на японца и несколько секунд скользил на нем как на санках. Мне ничего, а он ободрался. Такие шрамы есть у каждого.

Вообще, здравый смысл у меня включается часто, я больше выигрываю за счет мощи. А вот грек Валикакис едет совершенно безбашенно. Физически он слаб, но это самый бесстрашный спринтер в мире, который лезет во все «дырки», что позволяет ему далеко проходить в заездах.

«Буксир» с выпученными глазами

В 2008 году мы познакомились не только с Валентином Савицким и Дмитрием Леопольдом. На встрече присутствовал и их тренер Иван Михайлович Скосырев. Было видно, наставник страшно гордится ребятами и не боится признать их профессионализм. В том числе, в вопросах построения тренировок. С улыбкой Иван Михайлович заметил, что квалификация Леопольда позволяет ему хоть завтра начинать тренерскую карьеру. Сегодня эти слова можно считать пророческими…

— Лео всегда был на острие атаки, в курсе всех тенденций. Несмотря на расстояния, мы с Димой и сейчас постоянно на связи, можем часами общаться по «Skype» — рассказывает Валентин. Ключевая спортсменка Лео в сборной Литвы — его жена Симона Крупецкайте. Она по-настоящему звездная гонщица, чемпионка мира, но в Лондоне выступила неудачно. Была 5-й в спринте и 7-й в кейрине, хотя все ждали медалей. Симона ехала на Игры с лучшими секундами в карьере. Может, перегорела... Спортсмену, который не «горит», цены нет.

— Каково было видеть Диму и Симону на лондонском треке?
— Радостно, хотя благодаря Диме я Олимпиаду больше по «Skype» смотрел, чем по ТВ. На треке был Wi-Fi и между заездами Лео часто выходил на связь. Для него, как для тренера, это тоже был очень изматывающий период. Для примера, один из наставников сборной России за неделю потерял в Лондоне десять килограммов.

— Валя, сегодня наш фотограф снимает твою тренировку, что он там увидит?
— Немного станка, немного штанги, это скорее для поддержания формы. Но завтра я уезжаю во Францию, где будут другие нагрузки. Закончится сбор стартом в Тринидад и Тобаго. А самые зрелищные тренировки можно увидеть летом. Интересно выглядит «буксировка» одного или двух человек, которые сидят на велосипедах и привязаны к тебе тросом. Иногда они могут «ехать» с зажатыми тормозами. У «буксира» в этот момент видны все жилы, сосуды лопаются на глазах… Красиво смотрится и скоростная работа за машиной или мотоциклом, работа со штангой. Кстати, почему мальчишки не очень активно идут в велоспорт? Может, их не впечатляют габариты шоссейников? Но трековики тягают штангу, у них другая комплекция. Это способно заинтересовать ребят: «Ага, большой буду, сильный. Смогу за себя постоять…» Вот что цепляет детей.

— А еще цифры. Какую максимальную скорость ты развивал на велосипеде?
— За мотоциклом ехал 88 км/час, а за машиной можно разогнаться почти до 100.

— Станок ты обычно крутишь в наушниках. Что слушаешь?
— Сейчас весь мир тренируется под музыку. Я люблю драм-энд-бэйс — это электронная музыка, сочетание ударных и баса. Такое музыкальное «мясо». Спокойно слушаю и классику, но драм-энд-бэйс лучше подходит для работы. Музыка уводит в прострацию, ты не замечаешь нагрузок, начинаешь быстрее крутить педали. На соревнованиях спринтеры всегда сидят в плеерах.

— Ты уже 7 лет в сборной, чувствуешь себя ветераном?
— Старше меня в сборной только Сергей Кучеров. Скоро ему стукнет 33, в сборной он с 17 лет. Но лично я ветераном себя не ощущаю. Не чувствую себя нагонявшимся и раскрытым в спорте.

Французский репетитор и «азбука»

В конце февраля Савицкий побывал на главном старте сезона — втором в своей карьере чемпионате мира. Однако поездку в Минск омский спринтер отказывается заносить себе в актив. В любимом кейрине Валентин намеревался попасть в дюжину сильнейших, но остался 13-м — «первым за чертой лучших». В спринте финишировал 25-м, хотя в 2009 году на чемпионате мира в Польше располагался на пять позиций выше.

— При этом я уверен, что сейчас моя форма гораздо выше. Повторю, в Минске вся сборная кроме Дмитриева несколько сбавила. Мы работаем по новой системе, переход на новый уровень не произойдет сразу. Лично я верю французу. Он компетентен и уже принес много новых знаний. Моя голова серьезно обновилась с его появлением…

Эталонной с точки зрения уклада я считаю сборную Германии. У Великобритании другая ситуация, они побеждают за счет технического превосходства. В мире устоялось мнение, что британцы едут с «моторчиками». В Пекине и Лондоне они взяли почти всё золото, остальные были где-то через пропасть. На Олимпиадах невозможно иметь такого гигантского превосходства.

— Под «моторчиком» мы понимаем что?
— То, что внутри велосипеда стоит устройство, приводящее колеса в движение. В Лондоне все велосипеды должны были провести через рентген, но его не было. Фокусы британцев пока не доказаны, но понятие «механического допинга» существует. Эту тему активно обсуждают на уровне UCI (международного союза велосипедистов). Мы используем совершенные велосипеды, которые стоят по 20 тысяч долларов, почему бы не поставить туда серьезные устройства? Детскую машинку отвел назад, пружина завелась и машинка поехала...

Все велосипеды англичан делают на заводе «McLaren», где производят болиды «Формулы-1». Там же британцы продуваются в трубах, проходят обследования. Немцы тоже ездят на велосипедах, которые есть только у сборной Германии и «заточены» под конкретных людей. Но они и методически сильны. К примеру, у французов гонщиков мало, а немцы постоянно обновляют состав. У них есть система. Появляются же в Омске новые чемпионки по художественной гимнастике? Это признак системы. Нам она тоже нужна.

— Не знал, что британцев подозревают в таких вещах. А еще думал, завести ли разговор про Брэдли Уиггинса, который брал олимпийское золото и на треке, и на шоссе...
— Обязательно надо завести. После Игр английская команда «Sky» и сборная Великобритании уволили из своих рядов менеджера, двух врачей и двух техников. Штат ключевых сотрудников растворился. Зачем убирать людей, которые работали с командой, выигравшей всё подряд? Похоже на заметание следов. Об этом говорит всё трековое сообщество. Может и про Уиггинса в будущем что-то станет известно. Самое забавное, что британцев и без этих возможных фокусов все признают лучшими.

— Ты один из самых больших спринтеров в мире, этот козырь используется на все сто?
— Таких габаритных гонщиков в мире человек десять. Физическая мощь — большой плюс, но ей еще нужно грамотно распорядиться. Я ведь очень поздно пришел в спорт, поэтому технически всегда был слаб. Что-то из велосипедной «азбуки» француз проходит со мной сейчас. Кроме техники, надо подтягивать и психологию.

— Учиться делать правильное лицо?
— Да. Но не выдавать себя за того, кем не являюсь, а становиться им. Не позволять соперникам и обстоятельствам влиять на себя. Симона — яркий пример. Она рассказывала, как за четыре дня до Игр в Пекине зашла на трек. Атмосфера была такая, что ее — чемпионку мира — сжало и придавило так, что побежали слезы. А это была ее вторая Олимпиада.

Мотогонщик, фотограф и хоккеист

— Твой путь в спорте начался с ВМХ-секции. Что-то из трюкового катания освоил?
— Там я занимался недолго и чего-то особого не выучил. Трековик должен владеть сюрплясом — уметь сохранять равновесие, стоя на месте — остальное необязательно. Но в принципе, трюковые вещи мне интересны. Другое дело, что в процессе обучения можно потерять работоспособность! Еще хотел бы испробовать мотокросс и шоссейно-кольцевые гонки на мотоциклах. Как-то на сборе в Майами удалось насладиться ездой на прокатном «Харлей Дэвидсон» и «Корвете».

— А на обычных велосипедах не тянет покататься?
— Иногда сажусь на маунтинбайк, но если есть возможность, стараюсь от велосипеда отдыхать. Лучше поплавать или в спортзал сходить. Кстати, в хоккей было бы интересно поиграть. На коньках я стою, в любительскую хоккейную лигу пошел бы с удовольствием. Когда слезу с велосипеда — думаю, это произойдет после Олимпиады 2016 года — обязательно попробую себя в хоккее.

— Кроме того ты увлекаешься фотографией...
— Это отличный отдых! Вечером пошел, поснимал. Мне интересны портреты, пейзажи, ночная съемка. Я не использую «Photoshop», стараюсь делать максимально хорошие исходники.

— До выставки еще не созрел?
— Можно, только заняться этим нужно. Для меня процесс подготовки ручных настроек — как медитация. Вот в Турции забрался на гору и сидел, ждал заката. Пока ждал, букашек снимал…

— Семейная жизнь повлияла на тебя как на человека и спортсмена?
— С будущей женой я встречался с 17-ти лет, а поженились мы с Женей 6 лет назад. Дочке Тане 3 года. Я в ответе за свою семью, видимо, поэтому и на спортивный мотоцикл никак не сяду (улыбается). С расставаниями мы смирились, но сказать, что это легко я не могу. Хорошо, что современные технологии позволяют быть на связи. Живем вместе по «Skype».

— Варим супы, моем полы, произносим первые слова?
— Да, но первые слова дочки я все-таки застал. Представляю, как было тяжело гонщиками и тренерам раньше. Тот же Иван Михайлович по несколько месяцев не видел жену и ребенка.

— Недавно ты попал в эфир «12 канала». Волновался перед телекамерами?
— Нисколько. Меня сложно удивить. Даже первый выезд за границу в Латинскую Америку я воспринял как должное.

— И что, ни одна страна мира не произвела впечатления?
— Почему же. Мне очень нравятся горные ландшафты Киргизии, у меня лежит душа к Колумбии, а как туриста и атлета меня привлекают Штаты. Еще мечтаю побывать в Италии и Японии. Обожаю средиземноморскую кухню, хотел бы съездить туда на «праздник живота» (смеется). Салаты, оливковое масло, паста, пицца! Япония же восхищает уровнем технологий. Хотя, повторюсь, я человек невозмутимый, меня сложно растрогать.

— А когда дочка родилась?
— В роддоме чуть не всплакнул, это да. На эмоции я скуп, но если они проявляются, то это глубокие и искренние чувства.

— Валя, что стало для тебя главным успехом 2012 года?
— Полученный негативный опыт. Я не оказался на Олимпиаде, а это была главная цель. Неудовлетворенность результатом должна стать моим «топливом»! Старты, где можно его использовать, уже известны. В сентябре пройдет чемпионат России, в октябре — чемпионат Европы, с ноября начнутся этапы Кубка мира, а в феврале 2014 года нас ждет ключевое событие сезона: чемпионат мира в колумбийском Кали. Мне очень нравится это место, уверен, что смогу проявить себя.

— Чемпионат в Минске завершился полмесяца назад, но уже завтра ты уезжаешь на сборы. Где у вас, трековиков, межсезонье?
— Хороший вопрос. Нет его по большому счету. Сейчас была небольшая передышка и снова подготовка. Три недели межсезонья — ужас какой-то! (смеется).

Да будет трек

В декабре 2013 года в нашем городе появится уникальный объект. Для России крытые велотреки — огромная редкость, их можно сосчитать по пальцам одной руки. И вот, объект нешуточной стоимости, о котором мечтали целые поколения наших гонщиков и тренеров, наконец, появится в Омске. Что думает об этом лучший спринтер региона и вместе с тем единственный гонщик-трековик в сборной России за Уралом?

— Это важнейшее событие, но уже сейчас надо заниматься не только строительством, но и проблемой «наполняемости» трека. Я говорю про кадровый резерв и покупку 150-300 трековых велосипедов. Да, они стоят немало, но мы же хотим привлечь сюда регионы? Значит, нужен инвентарь. Доступный велосипед для детей стоит 60 тысяч, 300 велосипедов — всего 18 миллионов рублей. Не такие великие деньги для сооружения, которое стоит 700 миллионов. Для завоевания медалей чемпионата России, Европы и мира понадобятся велосипеды за 500-600 тысяч, но их для начала хватит и десятка. Получается, кроме трека надо вложить еще порядка 20 миллионов, чтобы всё смогло стартануть. Второй момент — кадровый резерв. Людей, знающих как готовить трековиков, единицы. Чтоб воспитывать элиту нужно хотя бы 2 трековых специалиста. Я пока не специалист, но думаю Омску смогу быть полезен (улыбается). В любом случае голова у меня светлая, опыта хватает. Я обозначил всего два принципиальных момента, на самом деле их больше, но это предмет отдельного разговора.

— Ты готов связать с этим треком будущее?
— Сейчас у меня сугубо спортивные цели, но я рассматриваю его, как перспективу. Обязательно буду агитировать француза за то, чтоб мы тренировались здесь. Бенуа уже этим интересуется.

— Голландец Сандер Доума — бывший гонщик, а ныне проектировщик нашего велотрека — обещал проехать по нему первый круг. Не хочешь проехать второй?
— Я не хочу ехать второй круг. Я хочу проехать на этом треке много-много кругов! (смеется). Да и не факт, что во время открытия смогу быть в Омске. Только если в сборной каникулы будут.

Валентин Савицкий и его «засечки» успеха:

2004 год. Начало тренировок в сборной. Я — зеленый пацан, который велоспорта еще не видел, начал тренироваться с самыми сильными мужчинами России и самыми сильными женщинами мира. Чувствовал себя, как простой рабочий на приеме в Кремле.

2006 год. Воспользовался своей головой и переосмыслил общий взгляд на тренировки. Это принесло результат и показало, что я иду в верном направлении.

2008 год. Достиг медальных кондиций на уровне чемпионата России, стал выступать на этапах Кубка мира, выполнил «международника».

2010 год. 7-е место на чемпионате Европы в кейрине. Пока ценю его выше всех остальных результатов.

2011 год. Выехал из 10 секунд в гите на 200 м. Стал третьим российским гонщиком, которому это удалось.

2012 год. На этапе Кубка мира в Колумбии занял 4-е место в спринте. В трех заездах уступил немцу —1:2. Еще одна победа и была бы бронза.

Следующей «засечкой» должен стать октябрь 2013 года. Считаю, что мне по силам брать медаль чемпионата Европы в кейрине. Пора это сделать.

Артем ХОМУТСКИХ, "Это спорт"

 

Добавить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могу оставлять комментарии. Регистрация.