Календарь недели

Популярные тексты февраля

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Блоги

АРХИВ БЛОГОВ

Поиск по сайту:

Рубрики

Архивы

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Конференции

"ОМСКИЙ СПОРТ" НА СВЯЗИ

Отвечаем на вопросы, касающиеся работы сайта.

Наталья Казанцева: «Борьба — не женское дело? Я согласна!»

Фото: tumentoday.ruБывшая омичка Наталья Казанцева рассказала о своей карьере, поделилась мнением о женском дзюдо и самбо, а также поведала о своих ближайших планах.

Без макияжа и маникюра

О женском дзюдо в спортивных материалах обычно говорят теми же словами, что и о мужском. Звучат термины «иппон», «юко», «ваза-ари». Между тем борьба среди представительниц прекрасной половины человечества значительно отличается от своего «сильного» собрата. В ней много нюансов и деталей, может быть, и не влияющих на исход поединка, но придающих особый колорит женской борьбе. Именно с разговора о нем мы и начали беседу.

— Наталья, наверняка вам приходилось не раз слышать мнение о том, что борьба — дело не женское. Не обидны эти слова?
— Конечно, так говорят многие. В принципе, у меня это высказывание не вызывает особых эмоций. Я сама так же считаю: борьба — не женский вид. Но хочется бороться, нравится это дело. Понятно, что женщины созданы для того, чтобы быть хрупкими, изящными, красивыми. Когда они борются друг с другом, эти качества не так заметны… Однако и в нашем виде есть своя грация. Многие девушки и сами красивые, и приемы проводят такие, что просто загляденье! Если же говорить о разделении видов спорта по половому признаку, то синхронное плавание и художественная гимнастика — тоже, знаете ли, не самые мужские! (Смеется). Однако есть конкретные примеры. Мужчины пробуют свои силы в этих дисциплинах.

— Сегодня почти во всех видах спорта — равноправие. В них выступают и сильный, и слабый пол. Спортсменки, в отличие от мужчин, перед соревнованиями уделяют особое внимание своему внешнему облику. В некоторых видах они легко могут выйти на старт с косметикой на лице. А для борьбы, для такого контактного вида, насколько это реально?
— Конечно, дзюдоистки тоже стараются предстать перед трибунами в своем лучшем виде, но макияж — это явно перебор. Хотя видела несколько экземпляров, которые выходили на ковер с косметикой на лице. (Смеется). Это вызывает некоторое недоумение по одной простой причине: никакая косметика не выдержит, когда тебя просто берут и физиономией возят по ковру. Порой уходишь с татами просто со «стертым» лицом. Оно все в царапинах и коростах!
За внешним видом, конечно, следят все. Особенно сейчас, когда дзюдо уделяется гораздо больше внимания, показывают прямые трансляции. Все стараются волосы уложить. Так, чтобы и не мешали, и чтоб тебе не выдрали невзначай их, ну и чтобы красиво смотрелось.

— Многие дзюдоистки предпочитают короткую стрижку. Это для удобства?
— Конечно! Допустим, во время схватки ты делаешь захват, и длинные волосы соперницы как раз попадают под руку. Поначалу ты их откидываешь. Во-первых, это неудобно. Во-вторых, сама не хочешь, чтобы тебе рвали волосы. Ты раз их откидываешь, два, а к концу пятиминутного раунда так это надоедает, что уже берешься без разбора. И пучки летят во все стороны! В повседневной работе короткая стрижка тоже удобнее. Двухразовые тренировки с длинными волосами просто нереально пережить! Они не успевают просушиваться.

— На взрослом чемпионате мира, который прошел в Тюмени в октябре, действительно многие дамы были с короткими волосами. А на молодежном первенстве было предостаточно девушек с косами. Неопытные пока что?
— Отчасти, может быть, и это. Кроме того, девочки молоденькие. Кому-то хочется покрасоваться, кому-то родители запрещают еще. Наверное, в головах у многих звучат голоса мам: «Ты что? Как так — без длинных волос?!» Потом, когда станут более профессиональными, возможно, изменят свое решение. Лично я к короткой стрижке привыкла быстро. Долгое время вообще стриглась практически машинкой — очень коротко. Очень коротко, но очень удобно. Потом, правда, поняла, что надо менять имидж. (Улыбается)

— Хорошо, пройдем в следующую комнату нашего салона красоты. Во время чемпионата мира встретил в коридорах «Тюмень-дзюдо» спортсменку из Кубы — колоритную такую девушку! Пригляделся к рукам. Заметил яркий маникюр с рисунками: цветочки, лепесточки, все дела. Насколько это удобно ей самой и ее сопернице?
— Вообще, по правилам длинные ногти запрещены. Ими спортсменка может травмировать соперницу. Стоит только указать судье на это нарушение, и дзюдоистку тут же дисквалифицируют. Да и самой обладательнице длинного маникюра будет на татами неудобно. При первом же случае, когда соперница станет срывать ей захват, все ногти останутся на кимоно. Даже просто яркие ногти не особо приветствуются ни правилами, ни негласными законами дзюдо.

Иногда дзюдоистки «танцуют» самбо

На разных этапах своей карьеры Наталья Казанцева удачно выступала в двух видах борьбы — дзюдо и самбо. Успех в дзюдо для нее стал результатом долгих и упорных занятий любимым делом. Успех в самбо (да не обидится на нас Наталья!) можно назвать триумфом по несчастью. В эту дисциплину наша землячка была вынуждена перейти после того, как перестала попадать в сборную России по дзюдо. Не по спортивным показателям. Она год из года брала золотые медали на чемпионате страны, но на международные соревнования из-за конфликта с тренером не попадала. Такие люди (национальные чемпионы) сборной были не нужны.

Касаться этой темы во время беседы очень не хотелось, но вскользь затронуть пришлось. Обходить ее стороной старался по одной простой причине. Когда Наталья начинает рассказывать о проблеме, то вся меняется в лице. Сильный человек, который может терпеть физическую боль, с трудом сдерживает боль душевную. Она доставляет больше мучений. И терпеть ее сложно. Просто у человека взяли и отобрали любимое занятие — дело жизни.

— Наталья, перечитывая список ваших регалий, просто диву даешься! Побед в вашей карьере очень много. Есть такое высказывание: «Люди умеют любить только то, к чему не привыкли». А вы за время карьеры успели привыкнуть к победам?
— Все равно каждый раз, когда поднимаешься на пьедестал, испытываешь бурю эмоций. Это радость, удовольствие от того, что ты правильно тренировался, целенаправленно шел к своей мечте и наконец-таки воплотил ее в жизнь. К победам, конечно, можно привыкнуть, но необходимо понимать, что они бывают разные. Если ты стоял на мировых пьедесталах, то областные и российские успехи уже не будут сопровождаться бурей эмоций. Я продолжаю радоваться этим успехам, но если я 8 раз выигрывала чемпионат России, то 9-я победа вызовет у меня уже довольно сдержанную радость. А на европейских или мировых соревнованиях эмоции захлестывают. И не важно, в какой раз ты выступаешь на этом турнире.

— Первую победу помните?
— Нет, как-то не отложилось в памяти. Зато прекрасно помню первые соревнования. Они были на второй год после начала занятий в секции. В моем весе было очень много соперников, соревнования затянулись часов до 11 вечера.
Я отборолась восемь схваток, и в итоге никакого места не заняла. (Смеется). Весь день боролась, боролась, а в итоге — ничего! Было так обидно... Ужасно просто! А в том возрасте ведь еще не понимаешь, что такое шахматка, турнирная сетка. Тренер сказал: «Ты сейчас борешься!» Вот ты идешь на ковер и борешься. А за что? Зачем? Кто его знает!

— Вы успешно выступаете в двух дисциплинах — дзюдо и самбо. Какая из них появилась в вашей жизни раньше?
— Первым было дзюдо, хотя началось увлечение спортом вообще с баскетбола. Училась в спортивном классе, специализировавшемся на этом командном виде. В 8 лет начала заниматься борьбой в Йошкар-Оле. Женское дзюдо только разрешили. К нам в школу пришел тренер и предложил заниматься этим единоборством. Тогда как раз было модным карате. Неудивительно, что и на дзюдо набрали немало ребят со всей параллели — человек 120, не меньше. Конечно, многие быстро отсеялись. Из тех, кто пришел на первую тренировку, только я, наверное, на серьезном уровне и добилась каких-то успехов. По крайней мере, никого не встречала в последние годы.

— Видимо, переход в самбо был вынужденным после разногласий, возникших в сборной России по дзюдо?
— Да, пришлось менять специализацию. Произошел конфликт с тренером. И всё — дисквалифицировали. Без права на реабилитацию. Обидно… Обидно очень! Столько лет отдано любимому делу… А тебе просто не дают им заниматься.

— Сложно было сменить вид единоборств?
— Нет, я бы так не сказала. Все же это близкие дисциплины. Очень многие дзюдоисты являются выходцами из самбо. Есть те, кто, наоборот, меняет дзюдо на самбо и успешно борется. Единственное, сейчас нельзя совмещать эти виды — международные федерации запрещают выступать одновременно. Конечно, между этими единоборствами есть определенные различия. Мне кажется, что самбо более выгодно в плане правил. В дзюдо тебя заставляют быстрее двигаться, быстрее решать ситуацию, а в самбо можно постоять. В дзюдо тебе просто дадут два «шидо», и ты из-за этого проиграешь.
Также есть отличия в весовых категориях. В самбо я выступаю среди спортсменок до 80 килограммов. Незадолго до ухода из дзюдо сменила весовую категорию — перешла из «до 70 кг» в «до 78 кг». Так что сейчас борюсь «недовеском». (Улыбается). Еще нужно учитывать такую тонкость: в самбо взвешивание проходит за день до борьбы, и многие выходят на ковер уже не с тем весом, который показали накануне. Он может достигать 83-84 килограммов.
Мне удалось удачно устроиться в этой категории. Во многом за счет того, что в моем весе нет таких сильных партеристов, кто «ломает» сопернику ноги. По сути дела, это самое опасное — попасть на болевой на ногу. За руки я не переживаю, так как сама хорошо борюсь в партере и делаю болевые на руки.

— Вы сказали о различиях в весе. Меня тоже беспокоила эта тема. Постепенно с приближением абсолютного чемпионата мира по дзюдо мы все вольно или невольно становились экспертами в борьбе. Часто звучал вопрос: почему в самой тяжелой категории у женщин (свыше 78 кг) такая низкая минимальная граница? В итоге вес соперниц может быть 80 килограммов и 100 с лишним. Насколько это справедливо?
— Могу говорить только о внутренних соревнованиях, так как на международном уровне я побороться с тяжами не успела. В России уже два года подряд становлюсь чемпионкой в абсолютной категории. В принципе, мне легко бороться с тяжами. В силе они ненамного превосходят соперников. Конечно, есть такие борцы, как Елена Иващенко и Теа Донгузашвили. Это дзюдоистки самого высокого класса. С ними очень тяжело. А с остальными особых проблем нет. Разница в весе — не самое главное. Более тяжелых соперниц можно опережать за счет скорости. Они менее поворотливы и координированны.

— Может быть, стоит ввести еще один вес. Скажем, свыше 90 килограммов?
— Сложный вопрос. Чтобы вводить эту весовую категорию, нужно проводить статистику, много ли вот таких легковесных тяжей. Раньше ведь было еще сложнее: самая тяжелая категория была свыше 72 килограммов.

Мое хобби зовут Даша

На интервью Наталья пришла вместе с дочкой Дарьей. Казанцевой-младшей шесть лет. Подвижный, активный ребенок. А как иначе, когда родители связаны со спортом?! Пока мама проходит небольшую фотосессию, Дарья раскачивается на канате и заправски орудует другим спортивным инвентарем. Там же, на главной арене центра «Тюмень-дзюдо», ребенок остается дожидаться маму, пока та дает интервью. Не выдержав, после получаса все-таки прибегает к нам и садится за стол. Вторая половина беседы проходит в ее присутствии. Пара вопросов достается ребенку. Даша понимает, что у мамы очень сложная работа, что приходится много тренироваться. «А ты бы хотела бороться, как мама?» — спрашиваю у Даши. «Угу», — стесняясь, выдает ребенок. «Бороться бы хотела, а тренироваться — нет! Правда, Даша?» — помогает мама. Под общий смех Казанцева-младшая кивает головой.

— Вы меняли не только виды спорта, весовые категории, но и города. Уже два года живете в Тюмени. Переезд в Сибирь был первой сменой постоянного места жительства для вас?
— Я очень часто переезжала. В 9-м классе уехала из родной Йошкар-Олы в училище олимпийского резерва в Волгоград. Год пробыла там. Потом вместе с тренером перебралась в Самару. В этом городе прожила девять лет. В 2004 году, когда познакомилась с будущим мужем, отправилась в Омск. А в 2010 году начался тюменский этап моей карьеры.

— Семью с собой перевезли?
— Мы с дочкой живем здесь, а наш папа Андриян по работе остался в Омске. Он директор Дворца спорта. Так что живем на два города. Тяжеловато, конечно, но мы пытаемся при любой удобной возможности проводить время вместе. То папа к нам приезжает, то мы к нему.

— Как проводите выходные? Какие увлечения есть у Натальи Казанцевой?
— Мое хобби зовут Даша. (Смеется). Зимой мы с мужем катаемся на сноубордах, Дарья — на лыжах и тюбингах. Также по возможности закаляемся. У нас дом вблизи реки. Вырубили прорубь. Вот после баньки в нее и окунаемся.

— Сегодня вы пришли на встречу с дочкой. Я смотрю, она здесь как дома. Зал центра дзюдо для нее — это такая большая и интересная игровая?
— Можно и так сказать. Часто беру Дашу с собой, причем не только на тренировки. Когда вернулась после ее рождения в спорт, практически на все российские турниры возила ее с собой. Однажды мы даже вместе на пьедестале стояли.

— Раз ребенок постоянно с вами, все время видит, как вы занимаетесь и выступаете, то, наверное, тоже захочет пойти в борьбу…
— Честно говоря, не хотелось бы, чтобы дочка продолжила мое дело.

— Почему?
— Профессиональный спорт — это все-таки очень большой труд и травмы. У меня было много операций. Не хотелось бы, чтобы ребенок перенес столько же мучений.

— А когда сами начинали заниматься, вас родители не отговаривали?
— Они вообще долгое время не знали о моем увлечении, пока я не поехала на соревнования в другой город. Тогда пришла и сказала, что нужны деньги на поездку. Мама с папой подумали, что соревнования по баскетболу, которым я и должна была заниматься. Тогда и сказала, что хожу на дзюдо. Родители сначала удивились моему увлечению. Но плюсы в том, что они узнали, тоже были. Мама по огромному блату достала мне где-то кимоно. Многие в то время занимались просто в футболке и спортивных штанах. Парни — в джинсовых куртках. Отрезали металлические пуговицы — и все.

Сделать паузу?

Беседа с Натальей Казанцевой состоялась ранним утром — как раз в то время, когда большинство спортсменов приступают к тренировкам. Было несколько совестно отвлекать человека от работы. Вдруг мы сейчас нахально вмешиваемся в четко выстроенный тренировочный процесс?! Вдруг именно из-за сегодняшнего пропущенного похода в зал человек упустит медаль?! Чемпионка, правда, нас успокоила. Пока что она может позволить себе пожить в свое удовольствие.

— Наталья, мы наслышаны о вашей громкой победе в конце минувшего года. Вы стали чемпионкой мира по самбо во второй раз. Что было после этого?
— Последние месяцы прошли в свободном режиме. После главного турнира, состоявшегося в ноябре, можно сказать, началось межсезонье. Конечно, если бы я была в команде по дзюдо, то сейчас находилась бы на сборах. А так режим более спокойный, есть время для отдыха. Вот недавно съездили с семьей в Таиланд. С одной стороны, неприятно, что я сейчас не готовлюсь вместе с остальными девчонками. С другой стороны, за свою спортивную карьеру уже столько этих сборов «накушалась», что такая определенная свобода даже в радость.

— Какие ближайшие планы у Натальи Казанцевой?
— Честно говоря, все больше подумываю о том, чтобы взять паузу в карьере. Все руководство в курсе моих планов. Скорее всего, в этом году я не буду выступать. Дорога на лондонскую Олимпиаду вместе со сборной по дзюдо для меня закрыта. А в самбо гораздо меньше стартов. Нужно немного отдохнуть. Ну а потом с новыми мыслями, с новыми силами буду вновь бороться.

— В том числе и бороться за попадание в сборную по дзюдо? Будете продолжать биться в закрытую дверь?
— Сложно загадывать, но желание вернуться в дзюдо есть. Я считаю: надо заниматься делом до тех пор, пока ты получаешь от него положительные эмоции. Я испытываю их каждый раз, когда выхожу на ковер.

Как погладить кимоно и надеть борцовки с каблуками?

— На татами одна дзюдоистка выступает в белом кимоно, а другая — в синем. Это потому, что женщины не любят ходить в одинаковых платьях?
— Может быть, и так. Хотя, вообще-то, это правило придумали мужчины. Наверное, для того, чтобы отличать, где какая спортсменка.

— Что симпатичнее — кимоно или амуниция самбиста?
— Второй вариант — куртка-самбовка и шортики. Они выглядят эротичнее (смеется). Какой цвет? Я люблю красный.

— Женщины борются за свои права во всех сферах жизни. Почему самбистки не требуют того, чтобы ввели борцовки с каблуками?
— Мы с девочками общались между собой по этому поводу. Неплохо было бы заменить обычные борцовки на леопардовые или розовые, чтобы смотрелось гламурненько. А с каблуком вряд ли получится. В ковер будешь проваливаться, да и ногу вывихнуть дважды два.

— Для среднестатистической девушки поломка ногтя — трагедия…
— Нет, мы их не ломаем. Просто выдираем с мясом. И это, знаете, не самая большая проблема!

— Дзюдоистки — девушки хозяйственные? Кимоно могут погладить?
— Конечно! И большинство занимаются этим делом перед каждыми соревнованиями. Надо сказать, занятие не из легких. Ткань плотная, прогладить ее очень сложно.

Андрей РЕШЕТОВ, "Тюменские Известия"

 

Добавить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могу оставлять комментарии. Регистрация.