Календарь недели

Популярные тексты февраля

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Блоги

АРХИВ БЛОГОВ

Поиск по сайту:

Рубрики

Архивы

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Конференции

"ОМСКИЙ СПОРТ" НА СВЯЗИ

Отвечаем на вопросы, касающиеся работы сайта.

Григорий Бердышев: «Тренировались по ночам, на сборах жили в палатках»

Фото: hawk.ruГригорий Бердышев дебютировал в команде 17-летним в середине сезона 1964 года, когда, будучи чуть старше его (на два года), Виктор Блинов проводил последний сезон в Омске и готовился перейти в московский «Спартак». Кстати, как и Блинов, Бердышев в 19-летнем возрасте провел первый матч в высшей лиге за воскресенский «Химик» у Николая Эпштейна - тренера, просто так никого не приглашавшего. Уступая в силовой борьбе, Григорий компенсировал этот пробел отменным владением клюшкой и высокой техникой. Хорошо действовал, когда команда играла в меньшинстве.

В Швеции ходили в магазины как в музей

- Григорий Павлович, одного из первых воспитанников омского хоккея вас позвали в клуб высшей лиги...
- Приглашение от тренера воскресенского «Химика» Николая Семеновича Эпштейна оказалось для меня неожиданным. Мне тогда 19 лет было. Прежде чем его принять, много раз увиливал. В то время мы были патриотами родного города. Колебался долго, но все же согласился.

- Чем удивила высшая лига?
- Нагрузками, мышлением и отношением к хоккею. В Омске мы работали со штангой с максимальными весами, бегали кроссы. Приехав в Воскресенск, поначалу испугался. Думал, нагрузки будут вообще колоссальными. Подходит Николай Семенович, царство ему небесное, говорит: «Завтра штанга». «Килограмм 100-120», - промелькнула мысль. А оказалось всего 30-40. Я набрался наглости, спрашиваю после тренировки у Эпштейна: «Почему так мало?» Он мне: «А вы что, штангисты? Вам это не надо».

- В Воскресенске тогда уже был искусственный лед?
- Мне посчастливилось присутствовать на открытии Дворца спорта. «Химик» в тот день обыграл чемпиона чехословакии ЗКЛ из Брно - 5:2. Как сейчас помню, приезжали люди из деревень и говорили: «Ребята, пропустите посмотреть, что за лед. Можно потрогать? Мешок картошки даем!» В Омске, кстати, искусственный лед появился семь лет спустя, причем под открытым небом.

- Наверное, у «Химика» целый склад картофеля был?
- Да вы что! Естественно, мы ничего не брали. Смеялись только.

- Воскресенцы участвовали и в международных турнирах.
- Ездили в новогоднее турне в Швецию, стали победителями Кубка Звезд. Играл в одном составе с Александром Мальцевым, которого Николай Семенович пригласил из кирово-чепецкой «Олимпии» на эти матчи. Весной Мальцев блистал на финальном турнире команд класса «Б», признан лучшим нападающим.

Уровень жизни в Швеции был несоизмерим с нашим. Удивило наличие Дворцов спорта. Чего греха таить, в СССР тогда было неважно со «шмотками», а там пожалуйста! Только в кармане пусто. Ходили в магазины как в музей.

- Представитель КГБ с вами ездил?
- Кто-то был, но мы не знали про этого человека. Перед поездкой заполняли анкеты, где указывали всех родственников. На собрании команды предупреждали, что можно говорить, что нельзя.

Тренировки по ночам

- Слышал, что «Аэрофлот» в начале 60-х проводил предсезонные сборы в Москве в «Сокольниках» и тренировался ночами.
- Совпадало даже так: давали время с 24.00 до половины второго, а следующая тренировка начиналась в семь утра. В то время в стране было два стадиона с искусственным льдом - «Сокольники» и в Риге.

- А как же Дворец спорта имени Ленина в Москве?
- Туда просто невозможно было попасть. Что касается «Сокольников» - прошел дождь, лезвий коньков не видно, все в воде. Брали специальные скребочки и в отверстия, расположенные в бортах, сгоняли воду. Этого хватало минут на 15, затем опять все повторяли.

В продолжение темы тренировок могу вспомнить такой случай. Как-то в начале ноября вернулись в Омск со сборов из Москвы. На улице тепло, на стадионе «Динамо» лед еще слабенький. Поехали кататься на «замарайку» - так в то время называли Птичью гавань. Шайба ушла в глубину, Юра Мальков за ней побежал и провалился. Хорошо, что не полностью.

- Откуда брали силы, закончив тренировку в два ночи, а через пять часов снова на лед?
- Сейчас в это многие не поверят, но так было. Ребята никогда не жаловались, не роптали, не выбивали материальные блага. Было тяжело, но весело. Как-то Толя Хозяинов и Валька Бушуев взяли и прибили гвоздем на 150 кеды Геннадия Ивачева к полу. Все на зарядку, Ивачев ноги в обувь, а оторвать не может... Шутили по-разному, и никто не обижался.

Прекрасно помню свои первые сборы в Чернолучье на базе политехнического института. Жили в палатках по 6-7 человек. Ладно мы, хоккеисты, а рядом с нами борцы, чемпионы мира, Европы - Вася Громыко, Виктор Игуменов, Анатолий Кочнев, Алексей Кармацких.

В команду попал в 17 лет

- В сезоне-70 «Каучук» принял олимпийский чемпион Евгений Бабич, но до конца чемпионата он не доработал. Как так получилось?
- Очень интересный человек, уехал из Омска по семейным обстоятельствам. Для нас он величина - первый олимпийский чемпион, игравший в тройке со Всеволодом Бобровым.

- У него были какие-то особенные тренировки?
- Много времени Евгений Макарович уделял игровым видам спорта, да и сами тренировки выходили интересными. В оставшихся матчах обязанности тренера возложили на защитника Юрия Костицына.

- Свои заброшенные шайбы считали?
- Нет. Забросил и забросил. Не целовались, как сейчас, не обнимались. По кругу не бегали. На то ты и нападающий, чтобы забивать. Я понимаю обнимание, когда конец матча, важная шайба. Это нормально. А когда забрасываешь седьмую шайбу, счет 7:1 и бурно отмечаешь... Мне непонятно.

- В Омске вы отыграли 12 лет. Какой сезон особенно запомнился?
- Конечно первый. Мне едва 17 исполнилось, взяли в команду в середине чемпионата. Витя Блинов, Юрий Шаталов, Юрий Андреев, Виктор Шевелев, Николай Кокшаров, Эдуард Рассказов, Толя Хозяинов, Виктор Литвинов - ведущие игроки «Аэрофлота». Для меня приглашение стало полной неожиданностью. Нас тренировал Владимир Игнатьевич Кукушкин. Он говорит: «Бери форму, приходи на игру». Я подумал: с какой целью? Пришел с рюкзаком, пропустили через служебный вход. Захожу в раздевалку, мне говорят: «Переодевайся». Пока не вышел на лед, до меня так и не дошло, что взяли в команду. Поначалу, естественно, растерялся: полные трибуны, яркий свет. Попал в молодежную тройку к Валере Седову и Леониду Щукину. Спасибо Леониду Антоновичу (Щукину), что с его передачи сразу же забросил первую шайбу. Играли мы с армейцами Куйбышева.

- В 1972 году вы уехали в Усть-Каменогорск. Чем был вызван переход в «Торпедо»?
- Вынужден был покинуть Омск только по одной причине: там решили проблему с армией. Хоккеисты играли и одновременно служили.

- Усть-Каменогорск тогда был на порядок выше Омска в хоккейном плане?
- Несомненно. Команда играла в первой лиге, а мы во второй. У них и Дворец спорта с пристройкой для детской спортивной школы. В «Торпедо» выросли такие мастера, как вратарь Виктор Набоков - отец Евгения Набокова, Владимир Локотко, Виталий Филиппов, Борис Александров...

На игру в общем вагоне

- Все команды сейчас приезжают на матчи на клубном автобусе. А в ваше время?
- Автобусы были, правда не чета нынешним. Как правило, «пазик», потом получше стали. Случалось так, что приезжаем в другой город, а нас никто не встречает. Добирались своим ходом, с баулами, с мешками.

- На такси?
- О чем вы говорите! На общественном транспорте. Но это еще цветочки. Как-то играли в Челябинске. Наш администратор Скворцов билетов не достал. На дворе ночь. Подходит состав, он говорит: «Ребята, прыгайте». Мы все в вагон, у каждого форма. Кто где притулился, кто где смог присел. А вагон общий. Пассажиры видят - мы с мешками, клюшками. Некоторые даже место освободили. Приехали утром, а в обед уже на лед - играть.

- В то время матчи игрались и 1 января...
- И такое случалось. В 1965 году в Перми встречались с «Молотом» 1 января. Накануне с 19.00 до 20.30 откатались, настроение, если честно, неважное. Окружающие в преддверии встречи Нового года, а мы в гостиницу.

- Сейчас все команды питаются централизованно в клубных кафе, ресторанах.
- У нас такого в помине не было. На выезде после игры идешь в гастроном, возьмешь колбаски, хлеба, молока - и весь ужин. Утром встаешь, столовые еще закрыты. Идешь на зарядку, а потом на завтрак.

- Получается, выживали как могли?
- Получается так.

Играли в пять периодов

- Кого можете выделить из хоккеистов?
- Бориса Немчинова. То, что он делал, сейчас никто не может. Не зря его «Профессором» в команде звали.
Играл у нас спартаковский воспитанник Виктор Литвинов, отчаянный парень. В 1962 году стал чемпионом страны. В одном из матчей у него порвался шнурок, так он взял изоленту, скрутил ее и «зашнуровал» ботинок. Я сейчас смотрю, у детей голеностоп вообще не работает. Ботинки-то как литые. Недавно нашел в кладовке старые коньки, в которых играл в мастерах. Приношу их пацанам на тренировку. Они мне изумленно: «Григорий Павлович, да на них же нельзя кататься! Как вы в них играли?»

- Из тренеров кого можете выделить?
- Очень много дал Владимир Игнатьевич Кукушкин. Он мне поставил «голову», технику, тактику. Честно говоря, научил и жить. Мы все взрослые люди, а он всегда всех называет по имени-отчеству.
Еще отмечу Николая Павловича Кокшарова и Николая Семеновича Эпштейна. В «Химике» катались по шесть часов, ребята на лед уже смотреть не могли. Зима, на вторую тренировку одеваемся, все понурые, Эпштейн заходит, хлопает в ладоши: «Ребятки,сегодня играем под интерес». «Николай Семенович, какой интерес?» - «Увидите». Это сейчас можно достать, а в то время видим - перед площадкой лежит здоровый арбуз, килограммов на 15.

- В каком городе сложнее всего было играть?
- В Ангарске. Не дай бог, ведешь в одну шайбу и идут последние минуты две. Так они могут длиться 10-15 минут. Стрелка неожиданно «замерзала», пока мы или они не забьют.

- В сильный мороз часто матчи проводились?
- Вспоминать даже не хочется. Когда на улице под минус 40, то больше мучились. Играли как-то дома с Тюменью в четыре периода. Кто-то из хоккеистов натерся гусиным жиром. Ребята, которые похитрее, отказались и не обморозились. А «намазанные» отморозили пальцы на руках и ногах. А с куйбышевским СКА из-за сильного снегопада вообще пять периодов провели. Снег валил так, что шайбы не было видно!

БЕРДЫШЕВ Григорий Павлович - нападающий, родился 3 января 1947 года.
Воспитанник омского хоккея. Играл за «Шинник» («Аэрофлот», «Каучук», Омск, 1964 - 1966, 1968 - 1972, 1976 - 1979, провел около 500 матчей, забросил 158 шайб), «Химик» (Воскресенск, 1967, 31 матч, одна шайба), «Торпедо» (Усть-Каменогорск, 1973 - 1975, 46 шайб).
Бронзовый призер чемпионата РСФСР 1971 года. Счет заброшенным шайбам за нашу команду открыл 17 января 1964 года на омском льду в матче против СКА (Куйбышев, счет игры - 5:3). Последнюю шайбу забросил 14 декабря 1978 года в Пензе «Дизелисту» (3:1). Автор юбилейной, 2000-й шайбы омичей в чемпионатах страны (13 января 1972 года, «Строитель», Караганда). По итогам чемпионата 1968 года вместе с Игорем Черкашиным стал лучшим снайпером «Каучука» - 14 шайб в 30 матчах. В сезонах 1969, 1970 годов исполнял обязанности капитана команды.
В настоящее время тренер в детском клубе «Нефтяник».

Сергей ГАЛАЙДО, "Спортивная газета"

 

Добавить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могу оставлять комментарии. Регистрация.