Календарь недели

Популярные тексты февраля

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Блоги

АРХИВ БЛОГОВ

Поиск по сайту:

Рубрики

Архивы

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Конференции

"ОМСКИЙ СПОРТ" НА СВЯЗИ

Отвечаем на вопросы, касающиеся работы сайта.

Валерий Бабанов: «Каждое восхождение — отдельнй этап жизни»

Фото: С.ЩЕКОЛДИН, babanov.com«Высота 7710 метров... Вершина совсем рядом. Последние шаги до нее даются усилием воли. Еще несколько метров, и передо мной, заполняя все пространство слева, открывается огромный, поражающий своими размерами, массив Канченджанги, третьей по высоте вершины мира» (из воспоминаний Валерия Бабанова). Имя Валерия Бабанова широко известно в альпинизме. Он родился в Омске, работает горным гидом во Франции, а живет в Канаде Недавно Бабанов приезжал в родной город и дал эксклюзивное интервью.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ВНУТРИ СЕБЯ

- «Так оставьте ненужные споры, Я себе уже все доказал: Лучше гор могут быть только горы, На которых еще не бывал». Согласны со словами Владимира Высоцкого?
- Абсолютно!

- Скажите, почему людей так манят горы?
- Когда человек начинает ходить в горы, то один из первых побуждающих моментов - доказать самому себе и окружающим, что он чего-то стоит. Потом, когда занимаешься уже год-два-три, меняются акценты, ты переосмысливаешь все и
превращаешься в исследователя внутри самого себя. Горы начинают раскрывать какие-то особенные моменты. К примеру, в Гималаях попадаешь под своеобразный «энергетически мягкий колпак». Уезжая оттуда, всегда хочешь вернуться снова и снова. Мне кажется, это очень важный момент, ведь горы выступают своеобразным катализатором. Они обладают огромнейшей энергией, помогают начать задуматься, что есть жизнь, что есть смерть, что есть дружба, то есть факторы, которые в обыденной жизни не всегда заметны. Очень часто в повседневности люди надевают маски: с одними приветливы, с другими резки. Мы практически никогда не показываем наше внутреннее содержание - нашу душу. Горы же сбрасывают эти маски, делают обнаженной нашу сущность. На вершинах и проверяются человеческие качества. Ведь если человек неприятен, с ним никогда не пойдешь преодолевать высоту, ведь ты ему доверяешь свою жизнь, а он тебе свою.

- Какое ваше самое запоминающееся восхождение?
- Их много, какое-то одно за 30 лет выделить довольно сложно. Наиболее запоминающиеся связаны, конечно, с Гималаями. Энергия, высота и сложность этих гор требуют мобилизации всех возможностей. Не только психологических или физических, но и интуитивных. Бывало, когда уходишь на склон и чувствуешь: что-то не то, - начинаешь прислушиваться к внутреннему голосу, можешь даже отменить свой выход, а потом видишь: где должен был идти -прошла большая лавина. Одним из запомнившихся восхождений на ранних этапах моей альпинистской карьеры, стал подъем на вершину Ушба на Кавказе в 1990 году. Мы в составе омской команды выступали в чемпионате России. Я был руководителем этого восхождения.
Тогда мы натерпелись полного экстрима, включая обморожения пальцев рук и ног. Еще отмечу 1993 год, первый мой солоподъем на серьезную гору. Я большую часть маршрута шел без веревки. Сутки провел на стене. После этого взгляд на альпинизм изменился полностью. На несколько лет погрузился в соло. А вообще каждое восхождение - отдельный этап жизни.

- О чем думаете на пути к вершине?
- Практически обо всем: о доме, о семье, об отдыхе. Особенных тем нет. Все как в обычной жизни. Бывают моменты, когда сильно устаешь, то уже идешь на автомате и ловишь себя на мысли, что полчаса прошли за мгновение. На сложном этапе, как правило, задумываюсь о правильности выполнения движений, о страховке и веревке, в такие моменты полностью сконцентрирован.

ПОХОД В НЕИЗВЕСТНОСТЬ

- Доводилось слышать, что альпинистов сравнивают с саперами. Цена ошибки высока?
- Не всегда. Смотря какое восхождение: на соло - да, а когда идешь в команде, если забыл какую-нибудь «железку», то в группе наверняка у кого-то есть запасная. У меня был случай. Сложная экспедиция на Гран Жорас (французские Альпы). Думал о ней год. Взял с собой примус, а забыл одну деталь от газовой горелки. Вечером не смог даже вскипятить воду, и пришлось вернуться. В итоге так и не прошел этот маршрут. Когда спустился, почувствовал такое опустошение, словно разбилась чаша с водой. С другой стороны, кто знает, может быть, судьба уберегла от опасности, ведь мы, альпинисты, все суеверны и в чем-то фаталисты. Когда поднимаешься соло, то очень сильно развивается интуиция.

- Случались ли у вас моменты, когда преодолевали усталость и шли дальше фактически на грани?
- Был такой случай, когда получил первый «Золотой ледоруб». Индийские Гималаи - пик Меру - изумительная по красоте вершина, на которую никто не мог подняться. Я 9 дней провел один на стене, из них 5 в непогоду. Потом спустился, и первыми словами были: «Это просто нереальная гора, на нее невозможно подняться». Через три месяца я вернулся на пик Меру снова и в одиночку взошел на него. Это было первое в истории восхождение на ее вершину.

- Вспомните самый сложный маршрут?
- Восхождение по западному ребру пика Жанну в 2007 году. За него мы получили международную премию «Золотая Гролла». Тогда шли в альпийском стиле, то есть когда выходишь с базы только с одним рюкзаком и по ходу движения не вешаешь веревки, не ставишь стационарные палатки. Просто шли, каждый день все выше и выше, по маршруту с перепадом в три километра. Преодоление этой вершины напоминало поход в неизвестность. В такие минуты и понимаешь, что цена ошибки может быть очень высока. Громаднейшее внутреннее напряжение. Ведь на Жанну огромные масштабы, и если начнется даже легкий снегопад, то через полчаса по стене идет лавина, которая сметает все на своем пути. Конечно, здесь присутствует большой риск, но в этом и искусство - выйти в подобной ситуации победителем. Потом у нас была ночевка на высоте в семь километров, а когда спускались, я подошел к краю седловины, чтобы посмотреть, куда нужно идти. Когда отошел, через секунду весь этот карниз обвалился в пустоту. Всего лишь мгновение уберегло от беды.

- Когда поняли, что альпинизм - это ваше все в жизни?
- Не сразу. Наверное, это случилось в 90-м году. Тогда я неплохо выступил и попал в гималайскую сборную России. Затем была поездка в Алма-Ату -в ЦСКА. В те годы это была ведущая команда страны по альпинизму.

- Не последнюю роль в альпинизме играет и оборудование?
- Да, действительно. Использую только проверенное снаряжение: обувь фирмы «Scarpa», кошки и ледорубы - «Grivel».

МНОГО ЛЕТ ЖИЗНИ ЗА ОДНО СОЛО

- Приходилось ли вам совершать восхождение в темноте?
- Часто, для того чтобы засветло успеть на вершину, приходится не останавливаться и не прерываться на сон. Помню, выходил и в полночь, и в 2 часа ночи. Конечно, существенное отличие от светлого времени суток. Были восхождения с фонарем, по отвесной скале, когда начинал днем и продолжал подъем ночью. Это один из этапов роста альпиниста - словно следующий уровень. Когда сам для себя понимаешь, что уже готов для похода ночью, и принимаешь это за обычное явление.

- Вас называют мастером сольных восхождений. В чем преимущество над групповыми?
- Не скажу, что есть преимущество. Соло-восхождения
просто другие. Главное отличие втом, что ты идешь один, и если что-то случится, то помощи ждать не от кого. Нет напарника, и полагаешься только на себя. Один из самых главных пунктов соло - это ответственность за свои действия, за принятые решения. За одно восхождение в соло можешь прожить много лет командного альпинизма. Но для него нужен определенный склад характера. У меня есть друзья - очень сильные альпинисты, попробовали пройти в одиночку и говорили потом: «Не мое». Кому-то нужна компания, кому-то нужно поговорить. А я люблю погрузиться в самого себя, помедитировать, поразмыслить о жизни. Иной раз восхождение длится и неделю, и две. После него ощущаешь внутреннюю гармонию с самим собой.

- Ваша жена не ревнует к профессии?
- Нет. Конечно, требовалось время, ведь я постоянно в разъездах. В среднем в году я дома всего месяца четыре. Но мы с женой Ольгой 20 лет вместе. Она понимает, что меня изменить нельзя, и помогает с моим сайтом в Интернете.

- Вы обладатель множества призов, какой из них самый памятный?
- Каждая награда по-своему уникальна, как маленький промежуток в жизни, который нельзя вычеркнуть и сказать, что этот лучше, а этот хуже. Особенно памятные - «Золотой ледоруб», «Золотая Гролла» и «Золотой крюк».

- За что присуждают «Золотой ледоруб»?
- Приз был создан в 1991 году, чтобы показать молодому поколению, в каком направлении должен развиваться альпинизм, это самая престижная награда. А ее обладатели становятся примером для начинающих. Молодые стремятся быть похожими на них, получая своеобразный вызов. «Золотой ледоруб» вручают за новизну маршрутов, их удаленность, умеренную авантюру самих альпинистов. Не лишний здесь и творческий подход. Маршрут должен быть прежде всего красивым. Как правило, для получения «Золотого ледоруба» более приоритетными являются Гималаи.

ЛУННАЯ СОНАТА

- Есть ли у вас любимый маршрут?
- Вспоминаю 2003 год. Восхождение на вершину Нуптзе в Гималаях. Мы с напарником назвали этот маршрут «Лунная соната». Знаете, как нам завидовали, когда мы преодолели вершину! Ведь она была не-пройденная. На нее 17 лет безуспешно пытались подняться. А наш маршрут выдался настолько красивый, что его словами передать очень сложно. Представляете: отвесная стена с перепадом в два с половиной километра и «ребро», уходящее в облака.

- Часто бываете в России?
- Примерно раз в год. Я лечу через Москву, в которой останавливаюсь дня на три, затем в Омск. В родном городе нахожусь недели две.

- Вы живете в Канаде, работаете во Франции, а родились в России - в какой стране лучше?
- Россия, конечно, вне конкуренции, но очень люблю Францию. А если говорить про горы, то самые любимые - Гималаи.

- Есть ли в ваших планах еще восхождения?
- Конечно, но пока не знаю, куда отправлюсь.

- Может быть, на Эверест?
- Нет. Хотя пару раз были предложения поработать на нем с другими альпинистами. Просили помочь подняться на него. Но по разным причинам не получалось. Вообще же для меня он не сложный. Журналисты часто спрашивают: «Когда преодолеете Эверест?» Существует некий стереотип, что обязательно нужно пройти самую высокую вершину мира. Раз на Эвересте не был, то какой из тебя альпинист! Мне друзья в шутку говорят: «Ну, сходи ты уже на него» (смеется). Я отвечаю: «Да не надо мне». Ведь я был на четырех других 8-тысячниках гораздо сложнее Эвереста. Те люди, которые связаны с альпинизмом, знают, что самая высокая вершина не означает самая сложная.

Илья ХВОРОВ, "Спортивная газета"

ДОСЬЕ

Валерий БАБАНОВ
Родился 10 ноября 1964 года в Омске.
Мастер спорта международного класса.
Член французского элитарного клуба «GHM» - Группа Высоких Гор.
Двукратный обладатель премии «Золотой ледоруб».
Является единственным представителем из России, имеющим международный диплом профессионального гида.
Совершил свыше 600 восхождений. Из них более 300 - 5-й-6-й категории трудности в команде и в двойке.
Прошел около 45 длинных маршрутов высшей категории в стиле «solo».
Официальный сайт Валерия Бабанова - http://babanov.com/

 

Добавить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могу оставлять комментарии. Регистрация.